слоган

+7 495  777 09 07
 +7 925  097 96 97

info@rationalgrain.ru

НАС  РЕКОМЕНДУЮТ

Экстраверты и интроверты: формируем управленческую команду

30 января
Экстраверты и интроверты: формируем  управленческую команду

   Как можно, учитывая тип личности, сформировать эффективную команду - управляющий директор рекрутингового агентства RATIONAL GRAIN Cтепанова Ольга поведала порталу E-xecutive.ru.

Одни люди всегда на виду, открыты и общительны, тонко чувствуют настроения других людей и могут найти общий язык даже с фонарным столбом. Другие замкнуты и застенчивы. Одни горят сумасшедшими идеями и готовы всем рискнуть ради них. Другие просчитывают каждый шаг, с религиозным рвением борются за контроль и порядок. Первые – те, кого немецкий психолог Карл Густав Юнг в 1920 году назвал экстравертами. Вторые – интроверты, их антиподы. В каких сферах бизнеса представители этих двух психологических типов могут проявить себя лучше всего? И у кого из них больше шансов, чтобы стать хорошим руководителем? Executive.ru задал эти вопросы экспертам по HR-менеджменту.

Одним — коммуникации. Другим — анализ

Начнем с того, что чистых психотипов, описанных Юнгом, среди нас с вами нет. Большинство людей относятся к амбивертам, то есть обладают средними показателями по шкале интроверсии / экстраверсии. «К тому же эффективным руководителем вполне может быть и экстраверт, и интроверт, — обращает внимание партнер хедхантинговой компании Cornerstone Виктория Филиппова. — Люди по мере развития личности меняются. Даже природный интроверт со временем развивает навыки коммуникации и со стороны мало кто увидит в нем представителя некоммуникабельного психотипа». Однако, несмотря на предостережение против упрощения человеческой натуры, эксперты сходятся в том, что для определенных бизнес-функций идеально подходят общительные экстраверты, в то время как с другими лучше справятся сосредоточенные интроверты.

Экстравертов лучше использовать в сфере коммуникаций, а также для решения задач, где нужно договариваться или упрощать сложные ситуации. Это может быть работа, связанная с обучением других людей или продажами. Люди с ярко выраженными экстравертивными наклонностями сильны в развитии клиентских отношений, налаживании контактов в HR и GR. Их активность помогает добиваться успеха в запуске новых проектов и выводе компании на новые рынки.

Интровертов (а среди всемирно известных лидеров таких 40%) полезно привлекать к серьезной аналитической работе и глубинной проработке вопросов. Такой человек хорош в скрупулезной работе: бюджетировании, планировании, написании регламентов и разработке бизнес-процессов.

«Огрубляя, можно сформулировать следующую мысль: с планированием и контролем эффективнее справляются интроверты, а в организации работы и мотивации сотрудников, что связано с большим объемом коммуникации, выигрывают экстраверты», – подытоживает управляющий директор Rational Grain Recruitment Agency Ольга Степанова. Но для успешного управления важны обе функции. Как быть, если в одном человеке все необходимые качества не сочетаются? Степанова приводит в пример крупную компанию, которую возглавлял директор с выраженными качествами интроверта. Тогда в помощь ему наняли директора по персоналу – сильного экстраверта, среди задач которого была компенсация недостатков неулыбчивого босса. И в целом, директор по персоналу справился.

Другая компания, которую наблюдала Степанова, подбирая директора по работе с ключевыми клиентами, остановила выбор на двух финальных кандидатах. Каждый обладал впечатляющим опытом, но по характеру это были две типичных противоположности. В итоге на работу пригласили обоих. Директором департамента стал яркий экстраверт-коммуникатор. А его заместителем назначили интроверта-аналитика, эксперта с хорошей интуицией, надежного и без любви к публичности. Тандем получился просто великолепный!

При этом отличие интроверта от экстраверта состоит не только во внешнем поведении, а в том, каким образом он получает «подзарядку», добавляет Виктория Филиппова. Для интроверта важно остаться одному и привести в порядок мысли. Для экстраверта в этом нет необходимости, он отдыхает, когда вокруг много людей. «Общаясь с представителями общительного психотипа, мы стараемся чаще звонить, находим инфоповоды для обсуждения, и, разумеется, получаем от них больше обратной связи, – рассказывает консультант хедхантинговой компании «Агентство Контакт» Анна Гребенькова. — А наши заказчики-интроверты предпочитают контактировать по почте: кратко, лаконично, по делу. Работая с ними, мы делаем упор на четкую схему взаимодействия».

Между Абрамовичем и Тиньковым

Итак, на каких должностях наиболее эффективны представители разных типов? Из экстравертов получаются прекрасные директора по развитию, директора по персоналу, руководители отдела PR и внутренних коммуникаций, начальники учебных центров. Среди бухгалтеров, руководителей аналитических подразделений, лабораторий, IT-отделов чаще встречаются интроверты.

Но сам по себе психотип не определяет предрасположенность к руководящей работе. Чтобы стать сильным руководителем, нужно кое-что еще: лидерство, желание ставить амбициозные цели и умение реализовывать их вместе со своей командой. Если этого нет, возможны ситуации, подобные той, что описала Анна Гребенькова. Однажды к ней обратился руководитель отдела аналитики крупной digital-компании, пожелавший спуститься в своей карьере на ступеньку пониже. Управленческие обязанности тяготили этого специалиста, не позволяли ему развивать свою техническую экспертизу. В итоге с помощью агентства он перешел в другое место на должность ведущего аналитика.

То, что лидерство и успех не связаны с психотипами, подтверждает предпринимательство. Типичным интровертом однозначно можно назвать Романа Абрамовича, а экстравертом Олега Тинькова. И каждый преуспел в своей сфере. «Владелец косметической компании «Фаберлик» Алексей Нечаев — интроверт, а владелец сети салонов «Моне» Александр Глушков — экстраверт, или ведет себя, как экстраверт. Но оба они успешные люди — называет еще два имени основатель корпорации кадровых агентств Business Connection Ильгиз Валинуров. — Как говорится, лучшими предпринимателями становятся интроверты, которые ведут себя как экстраверты. При этом руководитель-интроверт успешен долгосрочно, в то время как экстраверты могут делать и быстрые успехи, и фатальные для бизнеса ошибки».

Пример карьеры по последнему сценарию – судьба Сергея Полонского, c нуля создавшего компанию Mirax Group, входившую в пятерку крупнейших девелоперов России. Но фантастические амбиции и эксцентричное поведение сыграли с предпринимателем злую шутку. Он не справился с кризисом 2008-2009 годов, потерял бизнес, заработал обвинения в мошенничестве и оказался под следствием.


Сила и слабость руководителей двух психотипов

Экстраверты

Сильные стороны: Открытость, способность к диалогу, коммуникабельность, активность

Слабые стороны: Поверхностное общение, повышенная эмоциональность, склонность к риску

Интроверты

Сильные стороны: Планирование и анализ, сдержанность, склонность к обдуманному риску

Слабые стороны: Закрытость, проблемы с обратной связью, неумение делегировать, тревожность, неуверенность

 

Андрей Велесюк