искусство  создавать  возможности

Исследования вовлеченности персонала глазами кадрового агенства

29 октября
Исследования вовлеченности персонала глазами кадрового агенства

   Исследование вовлеченности персонала непростая задача, так как многие возлагают на полученные знания от этого исследования совершенно разные надежды.

Мы не раз замечали конфликт между собственником и Директором по персоналу, который пытался в компании продиагностировать вовлеченность сотрудников. Реакция собственников всегда понятна и стоял ключевой вопрос: «Зачем?» или еще более прямой: «А где же деньги?». И вот тут побеждает тот директор по персоналу, который сможет «продать» собственнику понимание необходимости проведения анализа и самое главное запасется аналитикой и цифрами для того, чтобы ответить на вопрос: «Зачем это надо? И где выгода?».

Любое начинание HR должно иметь реальный эффект в определенную единицу времени.

В нашей практике, проекты по оценке вовлеченности проводили несколько компаний наших клиентов из разных сегментов: из производственного сегмента, девелопмента и IT сектора.

Взгляд со стороны: Естественно разница в отраслях требовала разного подхода.

Компании определяют, что вовлеченность - это состояние сопричастности, которое позволяет людям лучше выполнять свою трудовую функцию. Исследование было направлено на три поведенческих критерия: - позитивно говорить об организации в кругу коллег и вне организации - иметь желание быть и оставаться частью организации - прилагать инициативность и активно участвовать в действиях, которые приводят компанию к успеху. Все компании однозначно после проведения исследования очень тщательно анализировали цифры, причинно - следственные связи и пр. Таким образом, анализ вовлеченности, не только позволил увидеть «искомую картину», но главное, позволил определить «слабые места» в корпоративной культуре, и даже описать ее на текущий момент, в корпоративном управлении, в рабочих коммуникациях, в имеющихся возможностях, в доверии к компании и руководству, условиях компенсаций сотрудников. Главное тут не определить индекс вовлеченности, как таковой, а выделить и измерить те самые характеристики, которыми впоследствии и надо будет управлять. Динамику можно увидеть только при регулярном анализе, поэтому наши компании не забывают об этом. Если есть данные год к году, тогда уже можно говорить об эффекте произведенных изменений.

Итогом данных программ стали:

- понимание текущей ситуации и сопоставление с тем, куда компания движется (тут уже формирование HR стратегии точно должно базироваться на понимании стратегии компании).

- понимание точек роста (отсюда появились стратегии роста), которые стали понятны и прозрачны для персонала

- формирование программ лояльности и вовлеченности

- И самое главное!!! Огромный срез работы для Директора по персоналу.

Кстати, как факт, мы замечали, что в процессе такой глубокой проработки, Директор по персоналу и Генеральный Директор или Собственник начинали лучше понимать друг друга, а самое главное общую цель. Ведь главное не замерить вовлеченность, а управлять ей. А для этого нужно определить те рубежи, куда необходимо отправиться за достижением целей. В таких случаях, компании проводят комплексную оценку и тратят много средств и усилий на изменение ситуации и ее постоянный мониторинг.

Также, к сожалению, бывают другие прецеденты. Есть небольшие компании, которые могут сделать выводы, и организовать по итогам, скажем так, опросов об удовлетворенности, одно- два корпоративных мероприятия, однако далее работы в данном направлении, как правило, не следует. Это такие импульсные исследования. Судить об их эффективности не приходится. Складывается впечатление, что исследование вовлеченности - это эффективная мера для крупного и среднего бизнеса, если бизнес небольшой - все сотрудники, как правило, на виду. С ними можно вести плотное взаимодействие и на постоянной основе «чувствовать пульс».

Степанова Ольга, Управляющий директор RATIONAL GRAIN