Карьера в кризис: на крутых виражах
Можно ли построить карьеру в кризисное время и как добиться профессиональных высот в интервью управляющего директора RATIONAL GRAIN Степановой Ольги для ПОСТФАКТУМ.
Давно известно, что решение любой проблемы зависит от угла зрения на нее. Любой кризис ― это, прежде всего точка бифуркации, поиск новых путей развития и максимального использования имеющихся возможностей. Как превратить общий экономический застой в личную взлетную полосу для построения успешной карьеры и открыть для себя новые профессиональные горизонты, мы консультировались у Ольги Степановой, Управляющего директора рекрутингового агентства Rational Grain.
― Ольга, какие специалисты наиболее востребованы в неустойчивой экономической ситуации и имеют высокие шансы успешного построения профессиональной карьеры?
―В нестабильной экономической ситуации в первую очередь востребованы кризисные менеджеры, соответственно и вакансии появляются там, где требуется оптимизация процессов, производств или логистики. Легко вырасти менеджерам по продажам: в кризис компании обычно усиливают отдел продаж, и если менеджеру удается показать хорошие результаты продаж, то возможен реальный рост, более того, здесь можно наглядно, на цифрах, аргументировать свои амбиции.
В кризисные времена можно наблюдать такую тенденцию, когда компании вынуждены оптимизировать штатную структуру, вследствие чего на оставшихся сотрудников ложится дополнительная нагрузка в виде новых обязанностей. Это весьма позитивная возможность не только продемонстрировать свою лояльность компании, но и расширить сферу своей деятельности горизонтально. К примеру, был в компании менеджер по рекламе, которому пришлось заниматься маркетингом и коммерцией, или секретарь, которого также задействовали в бухгалтерии. По факту сотрудник имеет возможность получить новый опыт, попробовать себя в новом направлении.
Реальная история и с ростом вертикальным. Так бывает, что после работы в непростых экономических условиях в компании формируется команда совместно преодолевавших трудности людей, внутри которой появляется некая сработанность, сплоченность, часто «вымываются» сотрудники, не желающие быть частью единого коллектива, и вот в момент, когда компания перестроилась, происходит возможная вероятность карьерного подъема отдельных сотрудников.
Из того, что мы наблюдаем по секторам экономики:
•из-за сложностей с выездным туризмом развивается сфера внутреннего туризма. Однако здесь преимущество у иностранных специалистов с богатым опытом развития гостиничного бизнеса, понимающих специфику территориальной работы;
•продолжают расширяться крупные ритейлеры-сетевики. Расширяется непродуктовая розница, особенно сегмент детских товаров;
•продолжают активно развиваться юридические компании, специализирующиеся на санкциях, международном праве;
•всегда в тренде эффективные менеджеры по продажам;
•одновременно с понижением реальных доходов населения растут сети ломбардов. Соответственно требуются специалисты для работы в этой сфере, прежде всего геммологи и менеджеры по развитию;
•пользуются спросом управленцы среднего и высшего звена, умеющие хорошо ориентироваться в меняющейся экономической обстановке;
•активно развиваются предприятия военно-промышленного комплекса и сопутствующие им производства, НИИ.
― Какие профессиональные и личные качества нужно ярче демонстрировать, чтобы легче было просить о повышении? А какое поведение будут являться помехой в построении карьеры?
―Как и всегда, первое и главное, чего работодатель ждет от сотрудника ― это профессионализм (подтвержденный опыт работы) и порядочность. Важно умение принимать решения в быстро меняющейся среде, а также такие качества, как ответственность, активность, инициативность, стрессоустойчивость, лояльность к компании в непростой период.
― Как подготовить почву для разговора о повышении?
―Что касается повышения зарплат, на мой взгляд, сейчас для этого нет никаких предпосылок. Больше того, в тех компаниях, где в прошлом году не завершился процесс оптимизации, возможны сокращения заработных плат или штата, несмотря на того, что с учетом сегодняшних экономических реалий снижать зарплаты ниже уже некуда. Работники и так из-за прогрессирующего роста цен и темпов инфляции могут позволить себе в два-три раза меньше покупок, чем раньше.
Если говорить о повышении профессиональном, то есть карьерном росте (вертикальном или горизонтальном), исходим из того, что работодателю необходим результат. И если конкретный специалист может его обеспечить, предложить своевременные и эффективные идеи и инициативы, то это может стать хорошей основой для дальнейшего развития карьеры.
― Когда лучше просить руководство о повышении? Какие моменты наиболее подходящие, а какие ― категорически нет?
―Верным выглядит формат, когда сотрудник, видя какую-либо свободную или освободившуюся нишу и понимая, что он может быть там эффективен (уже показал результат, имеет план действий), выходит на разговор с руководителем, акционером, излагает свои мысли и доводы. В идеале это должно выглядеть как защита некоего бизнес-плана или проекта, потому как только эффективность может быть ключевой формулировкой. К примеру, компания-застройщик продает недвижимость через сторонние агентства недвижимости. Штатный менеджер, который курирует их работу, проанализировал, посчитал и понял, что если организовать свою структуру продаж, компании это будет стоить дешевле, не в ущерб качеству. Он пришел к руководству, обсудил такой подход, создал сбытовую структуру, а затем ее и возглавил.
― Какие формулировки использовать нельзя, а какие нужно?
― Про формулировки, которые использовать нельзя, могу сказать однозначно, что не стоит ссылаться на свои расходы. Часто встречается позиция, когда соискателя спрашивают о заработной плате, а именно ― почему такой-то уровень дохода он рассматривает, и он отвечает: потому что у меня есть такой уровень расходов. Это в корне неправильный подход. Ведь работодатель платит зарплату и премии не за то, что сотрудник имеет какое-то количество статей расходов, а за его вклад, эффективность и профессионализм.
Pfact.ru